Танцевальный стиль ча-ча-ча появился в середине ХХ века как результат музыкального эксперимента кубинского композитора Энрике Хоррина, сочинившего мелодию La enganadora, которая представляла собой нечто среднее между румбой и танцем мамбо.
Популярный в Латинской Америке танец мамбо имел вариант triple — "трипле" (тройной) – потому что кубинки, исполняя его, совершали тройное покачивание бёдрами. Этот вариант танца идеально подошел к новой мелодии и стремительно начал набирать популярность, которая достигла пика в начале 60-х годов.
Свое название танец получил по названию звука, издаваемого «маракасой» - народного музыкального инструмента, который используется в шумовых оркестрах для того, чтобы задавать темп остальным музыкантам. При этом погремушка-маракаса создает характерный "шаркающий" звук, очень похожий на шуршание обуви по паркету, которое раздавалось в каждом цикле мелодии, когда партнеры совершают тройной замедленный шаг в ритме трёх последних ритмических долей.
Новый стиль ча-ча-ча дал начало множеству вариантов исполнения — его танцевали парой и почти в обнимку и на некотором удалении от партнера. При этом постоянным оставался общий беззаботный и слегка небрежный характер танца. Когда пик популярности ча-ча-ча миновал, он не был забыт, а превратился в один из видов спортивных бальных танцев (тут ему помогло сходство с более респектабельной румбой). Сейчас спортивный ча-ча-ча выполняется в ускоренном темпе, его частота составляет 120 уд/мин. При этом верх тела опирается во время шага на ступню, как бы «скользящую» по полу.
Наиболее характерными движениями в современном спортивном ча-ча-ча являются:
Алемана — полный поворот партнёрши под рукой партнёра, при совершении которого она совершает три шага — вперед, от партнера и вновь к нему.
Веер — танцевальное па, при котором партнер и партнерша, делая несколько шагов, становятся под углом 90 градусов, словно «раскрываясь» наподобие веера.
Раскрытие — переход партнерши или партнера из закрытой позиции в открытую с сохранением контакта рукой. Другое название данного па - «плечо к плечу».
Спот-поворот — одновременный разворот партнера и партнёрши, который происходит зеркально (с противоположных ног). Выполняется в три шага, с последующим возвращением в изначальное положение.
Парное исполнение ча-ча-ча развивает у обоих партнеров гибкость и координацию движений. О его спортивном значении ча-ча-ча говорит хотя бы то, что знаменитый Брюс Ли, прежде чем стать легендой кунг-фу выиграл чемпионат по бальным танцам в Гонконге именно в стиле ча-ча-ча.